Учителя готовы учиться

Виктор Власов

На базе Многопрофильной Академии Непрерывного Образования проходят 10 Международные Аксиологические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества», объединённые целью: обобщение эффективного опыта педагогов и поиск путей реализации задач духовно-нравственного развития,  воспитания  и социализации подрастающего поколения россиян на основе нравственных ценностей, отечественной духовной традиции.

На это мероприятие я отправляюсь от БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов».

Гостеприимен ректор академии Владимир Иванович Гам – доктор педагогических наук, академик РАЕ, заслуженный учитель РФ. Готовы помогать и оценивать презентации-исследования приглашённых педагогов штат специалистов вместе с Еленой Анатольевной Агалаковой, кандидатом исторических наук, проректором МАНО.

Держат напутственное слово на пленарной части мероприятия: ректор МАНО Владимир Иванович Гам и помощник Митрополита Омского и Таврического Владимира протоиерей Димитрий Олихов. Они обеспокоены нынешними ценностями молодёжи. Культура и образование находятся не в лучшем состоянии для общества – что можно увидеть по телевизору в самое оптимальное для просмотра время? Клипы Ольги Бузовой или группы «Литл Биг», обсуждение сексуального опыта Дианы Шурыгиной или новости «убили-задушили»? Секции в МАНО ежегодно собирают педагогов дошкольного, общего и дополнительного образования, чтобы они обменивались настоящим опытом, а не «хищными» мыслями по поводу увиденного на «Ютюбе» или «ВКонтакте». Опыт необходимо презентовать, обмениваться им, показывать его качественное влияние на подрастающее поколение. Педагоги это понимают, ставя эффективные цели и задачи, реализуя их в течение года, записывают результаты исследований.

На мероприятии высказывается академик Петровской академии наук и искусств РФ, член-корреспондент РОО «Академия полярной медицины и экстремальной экологии человека», член ассоциации «Молодые писатели» города Аркашон (Франция) Алексей Анатольевич Терентьев. Присутствует представитель департамента образования Администрации города Омска Елена Владимировна Свирская.

Что не хватает педагогу в работе? Общение в реальном времени с другими педагогами из других учебных заведений. Каким образом они смогут использовать современные методы воспитания и образования, если, проще говоря, специалисты варятся в собственном соку и не выходят на презентации опыта. Человек и сотрудник привыкает к привычным и единственным технологиям и мало что внедряет в свою профессиональную деятельность. Благо, что на пользу приобретения опыта работают замечательные люди-просветители, которых я часто вижу на важных для Омска и области мероприятиях. Фамилии не перечисляю – вы их узнаете, стоит лишь посетить соответствующие форумы, организуемые Омской епархией совместно с органами управления образованием.  

Учителя, педагоги – это те люди, которые могут и хотят учиться. Сколько знакомых воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования я увидел за короткое время на секциях в МАНО: пересчитывать начать – пальцев не хватит. Они представляют свои эффективные находки в области формирования нравственных и духовных ценностей, яркие и полезные презентации. У них спрашивают – они отвечают. Со многими работами они участвуют  и побеждают в областных и российских конкурсах, выступают на семинарах.

Участники площадки десятых Международных Аксиологических чтений передадут впечатления лучше. Послушаем, например, Елизавету Викторовну Дмитриеву, педагога-психолога БДОУ г. Омска  «Центр развития ребёнка – детский сад № 345».

– В этом году мы участвуем в Аксиологических чтениях вместе с Мариной Владимировной Старостиной, старшим воспитателем, уже третий раз, участников из детских садов значительно больше. В нашей секции, посвященной практике духовно-нравственного воспитания в детских садах, было заслушано двадцать докладов. От своего детского сада № 345 мы представили три доклада, которые были заслушаны в различных секциях. А всего на чтениях представлено 132 доклада!  

– Что вам запомнилось, Елизавета Викторовна?

– Владимир Иванович Гам на открытии чтений отметил, что от нас зависит то будущее, которое нас ждёт, ведь именно педагог помогает подрастающему поколению выбирать нравственные ценностные ориентиры и следовать им всю жизнь. Уже в заключение работы нашей секции выступила с интересным сообщением Юлия Александровна Селионова, педагог воскресной школы при Свято-Николо-Казанском Соборе, с темой о духовном становлении педагога в его практической деятельности. Заключительным было мое выступление по теме «Жизненное целеполагание. Аксиологический аспект». Данная тема созрела в беседе с протоиереем Димитрием Олиховым, когда мы говорили о целеполагании на курсах в Омской епархии. В рамках доклада мы рассматривали человека как триединую сущность тела-души-духа и в этом ключе анализировали ценностные иерархии при поиске смысла жизни. Как нам кажется, несмотря на краткость доклада, он получился смыслонагруженным и дающим пищу для размышлений. Светлана Петровна Баранцева, руководитель нашей секции, заведующий по работе с дошкольными образовательными организациями ОРОиК Омской епархии хорошо комментировала выступления, давала полезные советы.

– Какую пользу приносят педагогам подобные встречи?

– Встречи подобные этим Чтениям всегда полезны для педагогов всех уровней. Обмен опытом это необходимый аспект развития педагога, тем более, когда подобные встречи позволяют объединить в одной теме детские сады, школы, воскресные школы, реабилитационные центры.

О пользе Чтений и доклада выясняю у Тамары Александровны Путинцевой, преподавателя литературы в Омском Региональном Многопрофильном Колледже. Тема её доклада была «Духовно-нравственные ценности в формировании личности на занятиях литературы и во внеучебной деятельности».

– Гуманитарная основа нашего образования в России при всех пороках – одна из лучших, поэтому столько желающих ее уничтожить. Знаменитые слова   Эйнштейна о том, что Достоевский дал ему больше, чем математика, подтверждают величие русской литературы в школах, без преподавания которой не было бы ни Королёва, ни космических ракет, ни многих открытий. Именно уроки  литературы приобщают детей к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. Они являются противоядием пошлости и духовному уродству. До тех пор, пока русская классика будет господствовать и жить полной жизнью в наших школах, нам не грозит превращение в  «население», мы всегда должны помнить, что мы – великий народ с великой историей!
Х Международные аксиологические чтения, прошедшие в Омске, ещё раз подтвердили важность формирования духовно-нравственных ценностей в современном образовательном процессе.

Отозваться об участии в 10 Аксиологических чтениях спешат многие педагоги, но лучше спросить их самих. Приглашаем. Участвуйте.

Я разговариваю с другими участниками площадки – они всегда рады быть в числе гостей подобных мероприятий и от души благодарны организаторам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *