Пасха учит милосердию

Виктор Власов

В омских детских садах проходят пасхальные праздники и представления – об этом здорово свидетельствуют публикации на сайте Епархии. Все дошкольные учреждения, где проходят мероприятия на светлой седмице, не перечислить, их суть – символична. А цель – научить детей милосердию. Наступает весна, а вместе с нею в любой дом приходит самый светлый и любимый праздник – Пасха Христова. В этот день все верующие люди празднуют воскрешение Иисуса Христа. Отовсюду доносится колокольный звон, прославляющий Спасителя.

Основная задача воспитателей – донести всю важность праздника до детей. На плечи педагогов не только в детских садах ложится ответственность рассказать, «что такое хорошо, что такое плохо», научить детей отвечать за свои поступки, сохранять традиции русской православной культуры. Это нелегко, однако специалисты Омской епархии в стороне не остаются. Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии организует постоянно действующий семинар для педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций, который идёт уже пять лет. Педагоги делятся опытом, встречаются со специалистами – учёными, священниками, работниками музеев и библиотек, сотрудниками общественных организаций для того, чтобы обогатить свои знания и поделиться эффективным опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

Дети не принимают во внимание многие вещи, их, главное, увлечь. А в процессе они учатся и познают добро. Один мой невероятно умный знакомый и журналист говорит, что Пасха праздник страшный по своему содержанию. Пасха у него ассоциируется в основном с распятием, со страшной казнью: гвозди входят в плоть, тело на кресте вытягивается, смерть долго не приходит, в конце концов, человек погибает от сепсиса, удушья. Польский фантаст Пекара, католический (и отчасти еретический по данным интернета) писатель создал альтернативную Вселенную: в ней Иисус сходит с креста и вместе с ангелами сносит с лица земли Иерусалим.

Детям не нужна альтернатива, тем более чудовищная. Им бы поучаствовать в светлом представлении, организованном педагогами. Иметь возможность понять смысл хотя бы частично. Увидеть величайшее чудо христианства, почувствовать его. Это сложно и необъяснимо, но кто как не ребёнок поверит в чудо и потом расскажет родителям, знакомым? Я знаю, что педагог воскресной школы (Наталья Викторовна Курьякова) именно через детей рассказывает родителям о библейских реалиях. Что взрослым обычно невдомёк, детям понятно без лишних объяснений, их сердца-души открыты.

Только представьте, дорогие читатели: теологи пишут, что вознесение Христа – самое необъяснимое из евангельских чудес, оспорить его нельзя, оно подтверждается многими свидетельствами. О чём же говорит ребёнку это чудо? Явно не о потустороннем вмешательстве. О том, что ни при каких обстоятельствах нельзя отчаиваться. Наверное, в будущем, если закрыты земные пути, то воспитанный православным христианством человек найдёт иной, надмирный путь. И пострадавший за правду человек получит свою награду.

Какой урок мы извлекаем вместе с детьми? Постоянно работая и вращаясь в круговороте времени? Величие Спасителя в том, что он принимает свою судьбу. Христос повергает не своих мучителей, а саму смерть. Он отдаёт свою плоть и кровь во искупление грехов мира – в основе христианства, всей нашей культуры, которая из него выросла, лежит самопожертвование. Педагоги в детских садах или мы, наблюдатели-родители, знаем, что жить надо не только для себя, а для других – тогда и жизнь наполнится новым смыслом. А дети, участвуя в мероприятиях, организованных не без помощи РПЦ, учатся понимать и принимать эти вещи.

Так 11 апреля в БДОУ г. Омска «Детский сад №279»» отметили праздник «Светлое Христово Воскресенье», пригласив педагогов-воспитателей из других детских садов, чтобы представить опыт внедрения православного компонента в образовательную программу детского сада через изучение казачьей культуры. Коллектив детского сада провёл творческую мастерскую «Бабушкин сундучёк». Детский сад является базовым учреждением ОРОИК Омской епархии и уже не раз педагоги делились интересным опытом. В детском саду реализуется проект «История семьи – история страны». Яна Витальевна Заремба, заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 279» рассказала о системе работы детского сада, Ирина Витальевна Дорошенко, старший воспитатель поделилась опытом работы по проекту.

Иерей храма святой великомученицы Параскевы Пятницы Вячеслав Галаган поздравил с праздником и благословил всех на работу… и работа началась.

Ребята играли, танцевали, пели песни, рассказывали праздничные стихи, дарили пасхальные яйца. Изучая казачью культуру, дети знают много песен, танцев, знают казачьи атрибуты и приобщаются к православной вере. Затем поставили ширму, вместе с родителями сделали конусных кукол для спектакля, и началась сказка-импровизация «Теремок»! С каким удовольствием её смотрели и дети и взрослые!

Детям вообще полезно читать так называемые сказки-цепочки. В таких сказках надо внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. А учит сказка простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным. Что жить лучше  сообща, надо уметь договариваться. Вот жила бы мышка одна, скучно бы ей было. А тут и песни и танцы. Вместе гораздо веселее.

Теремок – это сказка, в которой волей случая оказались все вместе в одном домике самые разные звери: как безобидный заяц, так и хитрая лиса и алчный волк, которые во многих сказках как раз-то гоняются за зайчиком, чтобы полакомиться им.  Такое собрание зверей учит единству, доброжелательности и доброте и умению договариваться. Все звери в этой сказке добрые и отзывчивые. Они никому не отказали в крыше над головой. И о чудо! Маленький теремок оказался вдруг очень вместительным, что говорит, что доброте нет никаких ограничений, и она является бескрайней, если люди хотят помочь друг другу. А вот медведь не смог договориться, говорили ему, чтобы не лез в теремок, а он не послушался и разрушил его.

Теремок – это прототип реальной жизни, мира в целом. Разные по характеру звери – это разные люди, у каждого свой характер, своя работа, которую он выполняет в доме-теремке. Кто такой – Я – Мышка-Норушка. Буду тесто ставить  да пироги печь. Лягушка-Квакушка будет сад да огород поливать… Зайка – дрова колоть да печку топить. Так и у каждого человека и в семье, и в обществе своя роль. Но любому миру приходит конец, и здесь, медведь пришел и развалил теремок. Пришлось зверятам строить новый мир, другой, лучше и краше. Вот так вот. И ещё сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям.

Теремок позволяет уяснить ребёнку как минимум две аксиомы:

  • Для всего есть разумный предел. Так, звери, хоть и проявили гостеприимность, впустив жить с ними медведя, тем самым обрекли на неудачу не только совместное проживание, но и существование жилища как такового.
  • Коллективным трудом можно добиться большего успеха. Так, взамен маленького Теремочка звери общими усилиями выстроили настоящий Дом-Домище, в котором уместились все, включая и хозяина леса – медведя.

Столь замечательное мероприятие проходит в одном детском саду – в группах с казачьим компонентом. А что говорить об остальных детских садах, где деятельность коллективов также поддерживается профессионалами-методистами Омской епархии? И так я вижу удивительные события, продуманные до мелочей, на всех мероприятиях присутствуют родители. Являясь участниками образовательного процесса, они помогают воспитателям, шьют костюмы, делают декорации, пекут пироги. На светлой седмице мастер-классы по проведению пасхального праздника прошли  в детских садах 235, 112, 279, 361, в дошкольных группах школы № 99. И каждый мастер-класс был оригинален, необычен, на каждом можно было многому научиться. Зачастую на глазах у слушателей наворачивались слёзы счастья от полученной радости.

Кто-то может попенять мне за рассказ о так называемой пропаганде массовости проведения пасхальных празднеств. Однако и с толпой никогда не надо быть и кричать то, что кричит она, особенно если речь идёт о чьей-то жизни и смерти. Перед дворцом Ирода, например, собрались обычные люди, они свято были уверены в своей правоте: Варавва, которого они требовали освободить – уголовник-полупартизан, «борец с оккупантами». А Иисус – религиозный диссидент, проклятый иудейскими священниками, им они верят.

Какое это счастье, что дошколята так глубоко не копают, как учёные или просто взрослые люди. Это искренний восторг, что поверить в чудо для маленьких детей гораздо проще. Давайте же надолго поселим в их сердце надежду и любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *