Хранители истинных традиций Руси

Виктор Власов

Как говорит епископ Тарский и Тюкалинский Савватий, с которым советуется и кого уважает омское казачество, что в ХХI веке вдвойне трудно и важно сохранить социальную нишу верного служения Отечеству и заступничества Святой Православной веры. Чтобы состояться народу в современной истории, казачеству необходимо возрождать традиции и обычаи, помочь правильно осмыслить их нашим поколениям интернета и гаджетов. Я, как молодой и творческий человек, представляющий новое поколение непосредственно, считаю эту задачу сложнейшей, поскольку огромная часть населения родного мне города на слиянии Оми и Иртыша наверняка воспринимает процесс возрождения казачества как некую «реанимацию пережитка». Я вижу, как много и часто муссируются вопросы казачества в крупных группах социальной сети, стоит лишь предложить соответствующий пост. Но, думаю, опрометчиво подвергать сомнению то, что подтверждено временем и хранит истинные традиции Руси.

Я наблюдаю за мероприятиями, проводимыми, например, омскими казаками совместно с Омской или Тарской епархиями – казаки остаются полноценными участниками культурной и религиозной жизни города. Кто если не казак – нравственный стержень, душа края? Потому-то как нельзя верно и добропорядочно воспитывать любовь к казачьему укладу жизни, скажем, в детских садах. Тем, у кого возникают вопросы к идеологии современного казачества, о целях и смысле жизни казака, можно поговорить с атаманами казачьих организаций, их координаты следует уточнить в Епархии.

Воспитание духа патриотизма и прививание любви к правильным ценностям происходит с раннего возраста – об этом знает каждый воспитатель и заведующий детского сада. Об этом сказано в книгах отечественных классиков и на сайтах патриотической и православной направленности. Остаётся время от времени напоминать коллективам о том, что действительно требуется делать и каким образом поддерживать эту работу. Чей опыт следует перенять?

В казачий кластер непрерывного образования входит несколько серьёзных организаций, в том числе и два детских сада – 292 и 51-й.  Воспитатели 51 детского сада Александра Данилова  и Ольга Алябьева с программой «Казачата-пострелята» в этом году стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», показав хороший пример формирования традиционных ценностей через изучение истории и традиций казачества в детском саду. И в этом году к ним присоединились ещё пять учреждений, которые, переняв эффективный опыт,  вливаются в дружную команду казачат. В их числе и детский сад № 279, на базе которого проводился координационный совет по казачьему кластеру.

Открыла заседание Елена Геннадьевна Полежаева, главный специалист отдела дополнительного образования департамента дошкольного, общего, дополнительного  образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области, секретарь координационного совета.

В 2015 году на базе МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ) в рамках образовательной площадки «Кластер непрерывного казачьего образования» было создано сетевое партнёрство. Его основные задачи направлены на содействие воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Отечеству; сохранению и развитию казачьей культуры в стране; созданию научно-методической базы материалов направленных на подготовку кадров для казачьих обществ, духовно-нравственное воспитание молодёжи, содействие развитию системы казачьих образовательных учреждений и образовательных учреждений, использующих в учебно-воспитательном процессе культурно-исторические традиции казачества.

Координационный совет, в состав которого входят представители государственных органов управления образованием, представители Омской епархии, казачьих сообществ, образовательных организаций, рассматривают на своих заседаниях основные  направления развития непрерывного образования казачества, призванного быть инструментом развития казачьих обществ и формировать систему сетевого образовательного партнёрства.

– В воспитательном и образовательном пространстве современной молодёжи не должно быть вакуума, который быстро заполняется негативными и экстремистскими движениями, – прокомментировала Светлана Петровна Баранцева – специалист сектора дошкольного образования Омской епархии. – В кластер непрерывного образования входят два детских сада – 51-й и 292, а в этом году в работу по внедрению казачьего компонента включились ещё несколько дошкольных организаций, в одной из которых и собрался координационный совет, чтобы познакомиться с опытом работы и поговорить о дальнейших планах.

Дети, их родители и педагоги-воспитатели не только рассказали, но и показали, как в образовательную программу детского сада внедряется казачий компонент с помощью социальных партнёров, казачьих сообществ, Омской епархии и фольклорных казачьих коллективов. Весело и задорно дети пели казачьи песни, плясали, играли в казачьи игры и поставили спектакль, изготовив вместе с родителями кукол к нему.

Опытом работы поделилась Яна Витальевна Заремба, заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 279», Ирина Витальевна Дорошенко, старший воспитатель, Марина Григорьевна Юр, музыкальный руководитель детского сада.

Рассказала о системе работы центра и внесла интересные предложения по совершенствованию работы кластера Наталья Валерьевна Спиридонова, методист БУ ОО ДО «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток». Опытом работы поделились Ольга Петровна Куликовская, методист БУ ОО ДО «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения» и Сергей Валерьевич Хлызов, руководитель отдела воспитательной работы и взаимодействия с казачеством Сибирского казачьего института технологий и управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского».

Сотрудничество на основе планов совместной деятельности между организациями, входящими в кластер непрерывного образования, помогает всем участникам, которые осуществляют накопление, анализ и распространение опыта успешной управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений в сфере непрерывного казачьего образования. Оказывают методическую, консультационную, и иные виды нематериальной помощи и поддержки, организуют и поддерживают казачьи образовательные и культурные мероприятия: просмотры, презентации, форумы, выставки, праздники.

Подведены итоги работы, намечены новые планы, работа продолжается.

Двоякое отношение к казакам, к их традициям у населения складывается от того, что люди мало знают об этом народе. Часто лишь узнают из фильмов и литературы о людях, для которых слова Отечество, Родина имеют глубокий смысл. Почему бы не обращаться напрямую и не приглашать казаков чаще в учебные заведения и не проводить с ними совместные мероприятия.

Казачество служило, и будет служить России. Исторически его статус неоднократно менялся. И к началу ХХ века казачество сформировалось именно как служивый народ. У него на протяжении нескольких веков формировалась собственная история, неотделимая от России, самобытная культура, устойчивые традиции, колоритный говор, а главное – особый казачий менталитет и самосознание.

Благо, что в детских садах начинают формироваться группы с казачьим компонентом. Наблюдается культурный подъём. Будет кому охранять наши границы и создавать долговечные семьи, сохраняя крепкие православные традиции. Ведь казак без веры – не казак!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *