Доброе слово – источник нравственности

Автор Виктор Власов

Я радуюсь, когда читаю сайт Омской епархии – на нём печатается множество статей, поднимающих проблемы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Где ещё увидишь и осмыслишь результаты плодотворного сотрудничества Русской Православной Церкви и различных структур, которым религиозная грамотность и духовное здоровье необходимы как воздух. Где как не в хранимой Богом России ежеминутно молятся православные священнослужители и молвят доброе слово старцы? Слишком велико искушение сойти с правильного пути и забыть вековые традиции, неимоверна сила, способная поглотить духовность, подменить её – добрая память, навеянная правильным воспитанием предков, рискует затеряться в потоке нелёгкого времени.

Меня очень интересуют вопросы духовно-нравственного воспитания и родной православной веры. Как не наша вера и не воспитание родителей помогут вырастить благодарное и разумное поколение? Именно в детских садах закладывается мощный фундамент нравственности. Я многого не узнал и не понял, будучи в своём детском родном саду на Старой Московке. И высоты прожитых лет я вижу, что нужно было сделать и с чем познакомить. Здорово, что сейчас я занимаюсь самообразованием, и мне также помогают в этом замечательные люди. Как, например люди, что относительно недавно побывали в БДОУ г. Омска «Детский сад № 8 общеразвивающего вида». Признаюсь, что не попал на мероприятие, о котором теперь вспоминают. Но мне рассказали – с удовольствием и впечатлительно. Как прекрасно пообщаться с воспитателем, пусть из другого детского сада, однако доброй и заботливой, внимательной и радостной. А вы знаете, дорогие, что все яркие воспоминания – чаще родом из детства? Потому что душа ребёнка открыта и чиста, словно сказочная мораль, как источник, бьющей в горах воды.

– В нашем детском саду, на празднике «Кузьминки» дети танцевали, пели, ели кашу деревянными ложками, проводили даже петушиные бои, соревновались в забивании гвоздей, – рассказывает Елена Сергеевна Романишина – старший воспитатель. – Праздник прошёл задорно и весело! Дети показали знание истории: называли пословицы, поговорки, декламировали потешки, прибаутки, докучные сказки, небылицы, пели частушки.

– Как нужно относиться к ребёнку, чтобы воспитание проходило более целесообразно?

– При воспитании важно относиться к ребёнку по-взрослому, не сюсюкать. Беседовать с ребёнком и спрашивать его мнение, помочь решить какую-то проблему. Необходимо договариваться, хотя и не со всеми детьми это удаётся. Не ставить на ребёнке клеймо – совершил плохой поступок, значит он плохой? Если плохо себя ведёт – наказать, сделал что-то хорошее или достиг неплохого результата, даже маленького, похвалить. Ребёнка нельзя обманывать. Лучше ничего не сказать, чем соврать.

– Что помогает в работе с детьми?

– Помогает само желание работать с детьми. Ощущать их потребность в тебе. Это внутренняя мотивация. Никогда не видела для себя работу без детей. Мечтала стать тренером, но так получилось, что стала воспитателем и нисколько об этом не жалею. Детям важно внимание. Не унижать ребёнка, даже если он совершил плохой поступок, ведь он ещё только начинает познавать мир. Очень важно общаться с детьми, внимательно слушать, понять ребёнка, что он хочет сказать, вникнуть в проблему, а не просто отмахнуться. Относиться к детям в детском саду нужно так, как вы бы хотели, чтобы с вашим ребёнком поступили. В детском саду нет чужих детей. Нет и всё! Важно быть терпеливым. К каждому найти индивидуальный подход, несмелого поддержать, агрессивного научить сочувствию. И, конечно же, играть с детьми. Чем больше и интереснее воспитатель играет с детьми, тем лучше контакт педагога и детей, тем больше дети узнают, учатся уважать себя и других людей. Нужно развивать способности детей.  Приятно видеть результат своей работы. Малыши, которые пришли совсем несмышлёнышами, многому научились в детском саду. Да и просто надо любить детей,  какие они есть, понимаете? Какими они будут – зависит от нас, взрослых в сотрудничестве – родителей и педагогов.

– Чем детскому саду и педагогам помогает Омская епархия?

– Лично мне нравятся организованные Епархией и Светланой Петровной Баранцевой семинары и мастер классы, в которых можно узнать новое, поделиться опытом работы, посмотреть, как работают другие. Приятно, что именно Епархия помогает возродить родные традиции с помощью духовно-нравственного воспитания, приобщить не только детей, но и взрослых к православной к культуре, познакомить с традициями русского и других народов, проживающих на российской территории, на территории нашей области. Мастер-классы в рамках Рождественских образовательных чтений в октябре и ноябре идут каждый день. Есть выбор. Есть чему поучиться и у кого поучиться! Вот и мы решили представить свой опыт. Давно занимаемся православной  культурой, народными праздниками. Здорово, что у нас на «Кузьминках» был батюшка Дионисий Чернов, он отметил, как важно вспомнить в этот день и о самих святых Косме и Дамиане, память о которых дала собственно название празднику. Отметил большое значение в том, что привлекаем родителей к подготовке и проведению праздников. Отец Дионисий и сам отец многодетный – 10 детей  у батюшки! Хорошо понимает значимость воспитания.

– У нас много праздников, которые можно отмечать в образовательных учреждениях. Это и Покров Пресвятой Богородицы, и Рождество Христово, и Пасха. И очень хорошо, что в детских садах изучаются народные традиции, фольклор. Важно, чтобы и в школах ребята продолжили изучение православной культуры, – отметил отец Дионисий.

После мастер-класса состоялась секция Рождественских чтений, где воспитатели поделились опытом работы.

С темой «Формирование нравственных ценностей детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» выступила Царегородцева Александра Евгеньевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 8 общеразвивающего вида». Тему «Фольклор как средство формирования нравственных ценностей» представила воспитатель Коблянская Татьяна Владимировна. Об опыте гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей рассказала воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 238» Степанова Ольга Васильевна. Тему «Семейные традиции как средство нравственного воспитания дошкольников» раскрыла Бабич Наталья Николаевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Большой интерес вызвало выступление «Доброе слово как источник нравственных качеств у детей и взрослых», с которым выступила Цибик Ирина Валерьевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №306». Тему «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» представила Ненёва Татьяна Михайловна. Тему «Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» раскрыла Полещук Наталья Владимировна. О Фольклоре как средстве формирования здорового образа жизни будущего гражданина рассказала Гощицкая Лариса Александровна.  Галина Васильевна Вергунова поделилась опытом работы с родителями. О связи с духовно-нравственными ценностями и здоровым образом жизни рассказала Наталья Викторовна Резанова.

Участники поблагодарили детей, заведующую детским садом Швидко Галину Давидовну и старшего воспитателя Романишину Елену Сергеевну, музыкального руководителя Александрову Галину Владимировну, воспитателей Коблянскую Татьяну Владимировну, Жердеву Светлану Ивановну, Козлову Надежду Кузьминичну, Бескову Ларису Владимировну, Царегородцеву Александру Евгеньевну за отличную подготовку праздника.

Доброе слово – источник нравственного и поучительного. Ничего не может сильней слова и эмоции, когда мы приучаем и прививаем, мотивируем и ожидаем. Добрым быть совсем не просто. Недаром столько искренних поэтических строк и прозаических образов «обитает» в интернете, когда-то вышедших из-под пера классиков. И цитируемых в каждом третьем опубликованном материале на тему духовно-нравственного воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *